С чего все началось
Херст является яркой и самой известной фигурой группы Yong British Artists (YBA). Благодаря ему в 1988 году была организована выставка молодых художников Freeze, на которой побывал один из значимых коллекционеров Чарльз Саатчи, он и купил первую инсталляцию Херста «A Thousands Years», в дальнейшем Саатчи организовал ряд культовых выставок для молодых художников и знаменитая работа Херста «The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living» стала символом британского искусства 90-х. Кроме того, благодаря Саатчи группа YBA привнесла новое дыхание в знаменитые британские галереи, что в дальнейшем помогло группе закрепиться в Королевской академии художеств на выставке Sensation.
Так началась творческая известность Херста, а его путь искусства начался куда раньше. Херст рос без отца с 12-ти лет и, стоит отметить, с матерью, которая являлась художником-любителем. После окончания художественной школы в Лидсе Херст поступил в новаторский колледж «Голдсмит», образование в котором отличалось подходом к студентам — оценивая их талант не по умению писать картины, а по видению. В студенческие годы Херст часто посещал морг, что и легло основой в его творчество. Смерть. Жизнь.
Фотография Дэвида Бэйли.
«После первых двух недель тела переставали быть трупами, смерть отступала»
Работы Херста
A Thousand Years 1991
«Тысяча лет» — это ретроспектива и та самая работа, по которой художника заметил Саатчи. Работа вызывает отвращение — это факт. И показывает как сильно будоражит Херста тема неизбежности смерти. Но через это отвращение и неизбежность мы видим аллегорию жизни и если раньше художники для такой аллегории писали картины из цикла ванитас, то сейчас нам необходимо воочию испытать отвращение и сравнить с жизнью, сравнить с тщетностью момента.
Ванитас.
В стеклянном аквариуме лежит голова коровы, на кровь которой слетаются мухи, успевая при этом и личинки отложить; над бренной головой и лужей крови висит смерть мух (электрическая мухоловка), мухи летят на свет и погибают, падая в конвульсиях к голове коровы, которая ими уже окружена.
The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living 1991
Тигровая акула в растворе из формальдегида, помещенная в аквариум на всеобщее обозрение. Один из самых страшных хищников на планете смотрит на тебя через стеклянный аквариум, наполненный жидкостью для сохранения трупов. И вот она «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», ты смотришь и (как правило) не думаешь, что это коснется и тебя. Хотя, сам Херст говорил, что название им выбрано не с какой-либо целью размышлений, а как выражение, которое использовалось им самим для описания идеи смерти и взята из его диссертации о гиперреальности. Эта самая знаменитая его работа, характеризующая современное искусство 90-х.
In and Out of Love 1991/ 2012
Интерактивная инсталляция с живыми бабочками. Первый вариант инсталляции состоялся в 1991 году, а второй в 2012 году для галереи современного искусства Tate Modern, который уже привлек внимание защитников животных, утверждающих, что бабочки замкнуты в пространстве на протяжение всего своего жизненного цикла, что показывает со стороны художника неуважение к окружающей среде; тем не менее, Херстом был нанят специалист по насекомым, который создавал им необходимые условия для жизни.
Сама инсталляция представляла собой комнату, к стенам которой были прикреплены куколки будущих бабочек (аллегория с любимой темой смерти снова в действии), кругом были расставлены тарелки с фруктами, сладкая вода и приборы поддерживающие необходимый климат в помещении, а также развешаны хосты с клейким покрытием. Таким образом, вышедшая из смерти куколка (бабочка) жила в предложенных ей условиях, а попав лапками на холст — умирала и становилась живым искусством.
От себя стоит добавить, что бабочка (как символ) за свой жизненный цикл проходит путь от жизни — смерти — воскрешения — и снова смерти. Ну и как ее после этого не применять в искусстве, основанном на жизни и смерти?!
Pharmacy 1992
Более тонкая аллегория смерти и тут у каждого может быть свой взгляд. Неприятное аптечное зрелище, аптека перфекциониста (ни души, ровные стеллажи и баночки). И опять насекомые, которые могут питаться расставленными по комнате приманками, а далее как в «Тысяча лет» — электрическая ловушка и смерть. И вот размышляй сиди: «Это потому, что мы умираем от лекарств или потому, что все без толку?!».
Mother and child 1993
На мой взгляд его самая тяжелая работа и по сути и по названию, и по подаче, как и все другие разрезанные в формальдегиде. Аналогично с акулой тела коровы и теленка помещены в формальдегид, но разрезаны и аквариумы выставлены таким образом, чтобы зритель проходил коридором рассматривая внутренности животных.
Away from the Flock 1994
Все тот же формальдегид и овечка, кому не хватило акулы и коровы с теленком. С формальдегидом у Херста серия работ, но суть их (в целом) ясна на работе с акулой.
Arachidonic Acid 1994
Те самые точки в цикле работ Херста носят название «Арахидоновая кислота» и каждое из полотен символизирует химическую формулу лекарственных препаратов, отпускающихся по рецепту (у каждого есть свое название).
Some Comfort Gained from the Acceptance of the Inherent Lies in Everything 1996
Вы уже успели понять, что Дэмиен Херст любитель поместить некогда живое в формальдегид, как данность смерти, и желательно еще и разрезать для лучшего наблюдения. Самое основное это придать фразу, которая даст ход и вашим мыслям, не только же Херсту размышлять над неминуемым концом. «Некоторое утешение, полученное от принятия присущей всему лжи» — а поразмыслить над этим вам поможет коридор с аквариумами, наполненными формальдегидом и разрезанной коровой.
Hymn 1996
Разрезать свои творения у современных художников становится мейнстримом. На эту работу Херста вдохновила анатомическая игрушка сына. Вспомнился KAWS.
For the Love of God 2007
От работы «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» Херст пришел к «Ради любви к Господу»; от акулы в формальдегиде к слепку черепа, усыпанному бриллиантами. Несмотря на смерть смотрящую на тебя прямо — это самая красивая его аллегория. Тем более, всех привлекают черепа в бриллиантах, что уж тут таить.
Любовь к Господу от Херста сделана из платинового слепка черепа европейца, жившего между 1720 и 1810 годами. Ювелирная компания Bentley & Skinner занималась самой красивой частью черепа, осыпая его бриллиантами. Центральной частью работы является грушевидный розовый бриллиант, помещенный в центр лба (аки звезда во лбу). Сам Херст, описывая идею своей работы ссылается на бирюзовый череп ацтеков из Британского музея.
Появление «Ради любви к Господу» вызвало фурор в обществе, первая выставка новой работы Херста состоялась под стеклянной витриной с охраной в галерее White Cube в Лондоне, затем череп выставлялся в Государственном музее Амстердама, Палаццо Веккьо во Флоренции, галерея Тейт Модерн в Лондоне, а также на Ближнем Востоке в Дохе и Музее современного искусства в Осло. Но любопытнее всего общественность и сми следили за покупкой работы. После того, как череп выставился на своей первой выставке певец Джордж Майкл высказал заинтересованность в покупке произведения за 50 миллионов фунтов стерлингов. Однако, 30 августа 2007 года Херст сделал заявление, что «Ради любви к Господу» была продана за 50 миллионов фунтов стерлингов анонимному консорциуму. В дальнейшем, Artnet сделал вывод, что сделки никогда и не было, так как по заявлению Херста на 2022 год череп принадлежит ему, галерее White Cube и конфиденциальным инвесторам. В данное время «Ради любви к Господу» находится в хранилище Hatton Garden в Лондоне.
Кроме того
Инсталляции и работы Херста выставлены в городах и музеях, например:
Цикл скульптур «Чудесное путешествие» установлены в Дохе напротив медицинского центра.
«Путешествие, которое ребенок переживает до рождения, грандиознее, чем все, что он испытает в своей жизни после рождения», — Дэмьен Херст.
Выставка «Сокровища с места крушения «Невероятного» расположена в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана в Венеции. По легенде выставки сокровища обнаружили в 2008 году, а затонули они почти 2000 лет назад, когда с коллекцией произведения искусств известных на тот момент цивилизаций, принадлежавшей освобожденному рабу Сиф Амотан II корабль пошел ко дну.
«Истина» в английском прибрежном городе Илфракомб. Аллегория правды стоит с поднятым вверх мечом, а за ее спиной спрятаны весы правосудия, она смотрит в морскую даль и половина ее тела анатомична для обозрения. Можно сказать истина в разрезе?! Еще, «Истина» беременна, возможно правдой…
«Анатомия Ангела» ныне размещенная в парке скульптур в Осло. Была разработана Херстом на основе работы Альфреда Буше.
Херст заказал «Анатомию Ангела» в мастерской Пьетрасантре из мрамора, с которым работал и Микеланджело. Аллегория божественного (ангел) и присущего человеческого (разрезанные части тела). Скульптура выставлялась в галереях Лондона, а также в Глостерском кафедральном соборе, пока на аукционе Sotheby’s не была приобретена городом Осло.
«Утренняя серенад. Корона славы» представляет собой холст размером с витраж. Холст усыпан разукрашенными бабочками и является аллегорией иконографии. Находится в галерее коллекционера Гагосяна.
Там же, в галерее Гагосяна выставлен цикл работ Херста «The Vail Painting».
«Завеса — это барьер между двумя вещами: на что можно смотреть и через что можно пройти. Это прочно, это невидимо, это открывает и в то же время затемняет истину, которую мы ищем», — Дэмиен Херст о данном цикле работ.
Завеса заставляет тебя фантазировать на тему, а что там, искать скрытые образы в мозгу. В одном из интервью Херст указал, что вдохновлялся творчеством Пьера Боннара, когда писал цикл «The Vail Painting».
«Вишни в цвету» цикл картин. Фонд современного искусства Сartier в 2021 году выставил 30 работ художника, в интервью Херст говорил, что хотел бы ограничиться 99-ю работами из этого цикла.
Дэмьен Херст и коллаборации
Officine Penerai
Херст посвятил марке элитных часов серию циферблатов в технике спин-арт, стоит отметить, что у Херста итак есть цикл подобных картин.
Alexander McQueen
Здесь все сошлось воедино: черепа, бабочки, платки, узоры. В совместной коллаборации бренда и художника — выступили платки. Собственно говоря, совместная коллаборация была сделана в честь 10-летия мотива бренда в виде черепа, а в презентующем видео модели, закутанные в платки похожи на бабочек.
Converse Chuck Taylor All Star
Совместная коллаборация художника и культовой марки кед была выпущена маленьким тиражом (всего 400 пар).
VANS
А вот с другой культовой маркой кед Херст использовал не бабочек, а точки.
PRADA
Совместно со своей давней подругой Миуччи Прадой Херст создал лимитированную коллекцию сумок, а также, новой перспективу PRADA на Востоке — Prada Oasis and Damien Hirst's Pharmacy Juice Bar.
Это не единственная коллаборация с PRADA. Художник и модный дом представляли кочующий клуб PRADA Mode, который побывал в Лондоне, Париже, Майами, Шанхае и Москве. Коллаборация Pharmacy Херста и PRADA Mode досталась Москве, которая проводилась в историческом здании скоропечатни Левенсона на Трехпрудном.
Levi's
Лимитированная коллекция джинс была представлена в нескольких вариантах: черный джинсы, украшенные черепами и стразами; и синие джинсы, запачканные краской, или лучше будет сказать полностью в разводах краски.
The ROW
«В честь всех тех, кто спасает жизни, рискуя собой»
Во время пандемии в 2020 году, в Великобритании было принято выбрать радугу, как символ поддержки Национальной службы здравоохранения и всех тех, кто стоял и стоит на посту спасения жизней. Дэмиен Херст, также, как и многие высказал свое уважение. Его радуга сделана в его стиле… с бабочками, неотъемлемый атрибут жизни.
«Я хотел сделать что-то, чтобы отдать должное замечательной работе сотрудников NHS в больницах по всей стране. Радуга — знак надежды. Прекрасно, что родители и дети создают собственные версии и выставляют их в окнах своих домов»
Подводя итог личности Дэмиена Херста не сложилось впечатление, что он бунтарь или, что он какой-то неправильный бунтарь. Он художник и он художник современного мира, это значит, он заставляет (не специально) своих зрителей смотреть на все через аллегории. Мы понимаем искусство прошедших времен; мы считаем его классикой; мы приходим к нему, когда нам тяжело или когда мы ищем вдохновение; но как насчет современников?! Ведь когда-то у классического искусства были проблемы с восприятием в момент их современности, от того нам стоит обращаться с нашим современным искусством аккуратнее.
Дэмьен Херст многогранный художник. Он творит в разных направлениях и его голова (судя по всему) кладезь идей, что несомненно важно для художника и любого автора из мира творчества. Какие-то его работы вводят в ужас, в отвращение, но через это мы наблюдаем вечное — разговоры о жизни и об ее окончании. Его художественные полотна ближе к абстракции. Херст, прославившись на весь мир, как самый богатый из ныне живущих художников достоин изучения не на материальной ноте, а на своем пути от аквариума с мушками и головой коровы до полотен цветущей вишни. Путь, который мы все проходим от громкого заявления обществу, до полного принятия всего.
«Искусство — это ведь всегда торжество, не так ли? Люди заявляют: «Твое искусство говорит о смерти». А ты просто отвечаешь: «Нет, оно о жизни». Даже если на семантическом уровне: скорее уж смерть — это не заниматься искусством. Но сделать по-настоящему негативное искусство невозможно, потому что сам этот процесс позитивен»