История Thor Steinar

#Бренды #Мода
Thor Steinar

Судебные процессы, расследования, конфискация имущества, политические взгляды, порочащие государство, погромы в магазинах, обвинения в нацизме, производство одежды для сторонников правой идеологии — лишь немногие сочетания слов, которые следуют из года в год, из страны в страну за маркой одежды “Thor Steinar”.

Нейминг

Для того чтобы понять причину, достаточно вглядеться в название бренда: “Thor Steinar”.

Thor

Thor — Бог из скандинавской мифологии, бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. Один из 12 основных богов, которые упоминаются в «Младшей Эдде» (произведение средних веков, состоящее из большого количества цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии). Тор считается одним из высших богов в германо-скандинавской мифологии, один из самых могущественных и сильных.

Steinar

Второе слово — Steinar напоминает фамилию известного обергруппенфюрера СС и генерала войск СС Феликса Мартина Юлиуса Штайнера (Felix Martin Julius Steiner). Генерал известен как создатель «тактики легкой пехоты», в ходе которой главное внимание уделялось поддержанию военнослужащих в превосходной физической форме и обучению тактике ведения боя малыми группами, как командир добровольческой мотопехотной дивизии «Викинг».

Стиль

Из названия бренда становится понятно, что Ув Месель и Аксель Копелке при разработке бренда не раз обращались к истории третьего рейха и германо-скандинавской мифологии.

Первая коллекция одежды, вышедшая в 1999 году, была очень скудной. В ней присутствовали только мужские модели, которые имели сугубо немецкую направленность, скандальную репутацию, т.к. использовали стилизацию под традиционную военную форму одежды времён третьего рейха. Так началась успешная и эпатажная история бренда “Thor Steinar”.

Создатели бренда до сих пор придерживаются стиля, главный акцент в котором делается на удобство и практичность. Одежда данного бренда отличается хорошим качеством и оригинальным дизайном. Покупателями марки становятся молодые люди и подростки, футбольные фанаты, приверженцы определенной субкультуры.

Руны в логотипе Thor Steinar

После трактовки неоднозначного названия бренда стоит обратить внимание на первый скандальный логотип “Thor Steinar”. Именно логотип привлёк столь пристальное внимание со стороны властей и общественности. Первый магазин одежды открылся в Берлине, естественно взволнованные жители не смогли остаться равнодушными, увидев необычный логотип марки, который напоминал символику нацистской Германии. Первоначально логотип “Thor Steinar” представлял собой комбинацию двух рун: Тейваз-руны (T) и Совило-руны (S).

Руна Teiwaz

Руна «Тейваз» (Teiwaz, Тиваз, Тивас, Тир, Тюр) олицетворяет силу и победу, покровительство скандинавского бога Тюра (Тора), который был не только богом войны, но и Богом справедливости, открытости и честности. Руна воина духа символизирует правильную направленность сил для внутреннего совершенствования, придает уверенность в успехе и справедливой борьбе. Руна «Тир» (Tyr) — символ удачи в бою, изначально древнегерманский символ бога войны Тора. Часто использовался на могилах эсэсовцев вместо христианского креста. Тор-рун носился также на левой руке, означая окончание спецшколы офицеров SS до 1934 г.

Руна Sowulo

Вторая руна «Совило» (Sowulo, Sowilo (Совило), Sol (Соль, Соул), Соуло, Соулу, Совелу) имеет главное значение: солнце, мощная энергия, ослепительный свет или энергия, необходимая для жизни. Древнегерманским названием руны было sowlio, что означает «солнце», англосаксонское название руны sigel также значит «солнце», но Гвидо фон Лист (австрийский поэт, рунолог и оккультист, оказавший серьезное влияние на нацистский оккультизм) ошибочно связал это слово с немецким словом «победа» — зиг» (Sieg). Из этой ошибки возникло то значение руны, которое до сих пор бытует среди неонацистов. Руну «зиг» (Sieg) нацисты считали знаком невероятной силы и однозначной победы.

«Зиг-руна», как ее называют, — один из самых известных знаков в символике нацизма: этот удвоенный знак носили на воротниках эсэсовцы.

Обвинения и суды

Есть несколько точек зрения на руны, из которых состоял первоначальный логотип бренда: T и S или сочетание T и руны Эйваз, Ейвис (Eihwaz). Необходимо отметить, что связаны эти разночтения с различными написаниями руны Совило, из-за чего происходила путаница в прочтении логотипа. Наибольшее количество людей читали логотип, как сочетание рун Тейваз и Совило. Однако все названные руны участвовали в создании нацисткой символики. Именно благодаря данному факту и невероятному сходству лого бренда “Thor Steinar” с нацисткой символикой в Германии загремели скандальные судебные процессы.

Кёнигс-Вустерхаузен

Один из них случился 9 ноября 2004 года в г. Кёнигс-Вустерхаузен (ФРГ). Государственным судом города было вынесено решение о конфискации изделий “Thor Steinar” с логотипом торговой марки на всей территории ФРГ. Исполнение решения суда было отложено всего на несколько дней до 17 ноября 2004 г. Но государственная прокуратура и полиция предприняли меры в отношении фирмы “MediaTex” (компания, которой принадлежал бренд): был опечатан склад с одеждой, конфискована часть имущества, был введен запрет на продажу одежды со старым логотипом. Предприимчивые владельцы марки какое-то время были вынуждены продавать продукцию без логотипа на одежде, его просто отпарывали.

Нойруппин

Еще одна история, связанная со скандалами вокруг лого, произошла в ФРГ: земельный суд города Нойруппин (ФРГ) отклонил жалобу 20-летнего гражданина, который был против того, что на демонстрации, проходившей в г. Ораниенбург (федеральная земля Бранденбург), у него изъяли горячо любимую футболку марки “Thor Steinar”. Суд отклонил жалобу и пришёл к заключению, что использование логотипа данной торговой марки является нарушением законодательства, поскольку рунический логотип "Thor Steinar" обладал сходством с символикой, запрещённой законом. Согласно этому заключению, нарушающим закон гражданином является каждый сознательно понимающий сходство и, следовательно, преднамеренно использующий данную символику для ношения в общественных местах. В общей сложности за ношение одежды со старым логотипом было возбуждено 200 уголовных дел. Многим людям пришлось раскошелиться за любовь к бренду.

Изменение логотипа

Бесконечные суды не оставили компании “MediaTex” надежду на то, что логотип всё-таки примелькается и перестанет вызывать ожесточенные споры. Судебное решение вынудило руководство компании сменить логотип. “Thor Steinar” разрабатывает новый лого, но не отступает от рунической темы: руна Гебо с двумя точками снизу. Руна Гебо (Gebo) символизирует дар, талант, способность. Новый логотип был благословлён немецкой прокуратурой и получил своеобразный документ, в котором подтверждалась надёжность и отсутствие отрицательных ассоциаций у общественности. Теперь новый символ бренда “Thor Steinar” стал по форме больше похож на «Андреевский крест». Стоит заметить, что власти всё равно вели с “Thor Steinar” изнурительную борьбу: ландтаг Мекленбурга — Передней Померании запретил депутатам от праворадикальной национал-демократической партии Германии (NPD) являться на заседания в одежде этого бренда. Однако победить “Thor Steinar” власти не могут до сих пор.

Другая символика

Бренд “Thor Steinar” не только использовал рунические символы, но и саму германо-скандинавскую мифологию: на одежде часто появляются вороны, волки, имена богов — Тор, Балдер, место действия — Асгард и т.д. Создание многих моделей одежды напоминает о желании поведать героическое прошлое Германии: принты, надписи, рисунки отсылают к конкретной реальной истории или к мифам и легендам. Если обратиться непосредственно к названиям линеек одежды, то можно увидеть «говорящие»: Walvater (второе имя бога войны Одина), Hiddensee («Остров Хедина» — упоминается в Младшей Эдде), Goten (Готы — название воинственного восточного народа в Германии), Asgard (название небесного города, обители богов), Gungir (копье Одина). Каждый элемент в одежде "Thor Steinar" продуман до мелочей.

Thor Steinar как истетц

Если покопаться в историях, связанных с “Thor Steinar”, нельзя обойти забавную, имя которой “Thor Steinar”. Дело в том, что и сама компания “MediaTex” из Бранденбурга обращалась в суд с иском, требуя защитить ее интересы. Поводом для иска послужила новорожденная марка одежды “Thor Steinar” («Шторх Хайнар», или «Аист Хайнар»), которая была изобретена антифашистским движением, пародирующая название и философию марки “Thor Steinar”. Вся маркетинговая история антифашисткой марки основывалась на высмеивании и пародировании бренда “Thor Steinar”. Бренд «Аист Хайнар» придумал руководитель антифашистской инициативы «Тупик — справа» (“Endstation rechts”), молодой социал-демократ Матиас Бродкорб (Mathias Brodkorb). Бренд «Аист Хайнар» использует целый арсенал самых разных уловок, чтобы даже непосвященный в неуловимую борьбу брендов понял намеки и двусмысленности, направленные к “Thor Steinar”.

История бренда «Аист Хайнар», рассказанная на их официальном сайте, пародирует историю “Thor Steinar”: германо-скандинавская мифология противопоставляется похождениям тощего сумасшедшего и неуклюжего аиста (Птица-Фюрер). На тему птицы-неудачницы сняты мультфильмы, которые можно посмотреть в интернете. Логотип и название новоиспеченного бренда “Storch Heinar” напоминает “Thor Steinar”: на красном фоне нарисован аист в каске, с расправленными крыльями и одним яйцом между растопыренными ногами. Неудивительно, что компания "MediaTex" сочла всё это нападками на свой бренд “Thor Steinar” и подала в суд.

В начале судебного процесса в Нюрнберге судья Хорст Роттман заявил, что претензии “Thor Steinar” безосновательны, и рекомендовал отозвать иск. Суд отклонил претензии в смешении товарных знаков, так как вряд ли изображение аиста отсылает к бренду “Thor Steinar”, и отметил, что фонетическое созвучие и одинаковое число слогов, слова Thor и Storch вызывает совершенно разные ассоциации у общества. Судья Роттман считал, что целью бренда “Storch Heinar” является сатира, а не извлечение прибыли, поэтому подпадает под защиту закона, гарантирующего свободу искусству. Понятное дело, что иск бренда “Thor Steinar” признали несостоятельным. В нашей стране можно увидеть молодых людей в одежде “Thor Steinar”: бренд был привезён в Россию в 2008 году.

Что в итоге?

Первый фирменный магазин открылся в Москве. Но и в России бренд ждали потрясения: в ночь на 1 января 2009 года группой антифашистов был совершён поджог магазина. Сгорели витрины, часть имущества, но затем всё было восстановлено. Стоит отметить, что значительная часть продукции раскупается именно в Восточной Европе, в частности в Украине и России. Магазины марки — это отдельная тема: поджоги, погромы и так далее. Например, в Берлине рядом с вновь открывшимся магазином, получившем название Tromsø состоялся митинг протеста, на котором присутствовали несколько сотен человек. На соседних домах жители вывесили плакаты с требованием закрыть магазин. Создается такое впечатление, что скандальные истории — это часть бренда.

Споры вокруг бренда “Thor Steinar” не утихнут никогда. До сих международное движение против фашизма обвиняет бренд “Thor Steinar” в том, что он является модным товарным знаком, «производимым правыми для правых». Этот тезис обосновывают тем, что владельцы и сотрудники фирмы “Mediatex GmbH” являются приверженцами неонацистского движения. Согласно сообщению немецкой газеты “Die Tageszeitung (taz)”, сотрудник службы конституционной безопасности Бранденбурга подтвердил «активность «правоэкстремистов» имеет место быть в непосредственном и широком поле деятельности фирмы». С похожими сообщениями выступает газета “Märkische Allgemeine Zeitung” в статье от 05 октября 2004 года: «Служба конституционной безопасности Бранденбурга обладает сведениями о том, что есть правоэкстремисты, являющиеся сотрудниками фирмы. Однако Увэ Мойзель, коммерческий директор фирмы, отрицает подобные высказывания. Эти обвинения подкрепляются рядом сообщений в газетах и листовках антифашистских организаций. В них утверждается, что бывший сотрудник Удо Зигмунд, на имя которого некоторое время были зарегистрированы интернет-страницы торговой марки “Thor Steinar”, имел отношение к воинствующим неонацистским кругам в Швеции, а также посещал концерт правоэкстремистской рок-музыки, организованный неонацистской организацией Nationalsocialistisk Front (NSF)».

В 2009 году одной из немецких газет проскользнула статья о том, что инвестор из Дубая, мусульманин Мохаммед Авейда, купил часть акций компании, которой принадлежит бренд “Thor Steinar”. После этого на форумах сторонники неонацизма стали обсуждать бойкот марки, но многие отказались от этой идеи. Некоторые любители бренда считают, что это акция была нацелена на дискредитацию торговой марки среди целевой аудитории. Надо признать, что сама идея создания бренда “Thor Steinar” — это скандальная акция длиною в несколько десятков лет. Можно пересчитать по пальцам бренды, которые узнают во всём мире по логотипу, которого уже нет. Бренд существует и здравствует, неизменно вызывая интерес среди покупателей.

© an article
Содержимое данного сайта (включая размещенную информацию и материалы) охраняется авторским правом (ст. 1271 ГК РФ). Запрещено копирование дизайна настоящего сайта, его структуры и отдельных элементов без предварительного письменного согласия