50 градаций Градского

#Личности
Александр Градский

28 ноября не стало Александра Градского. Многие называют музыканта пионером русского рока, другие вспоминают его «Как молоды мы были». В любом случае, из жизни ушел выдающийся музыкант России, который сделал для нашей музыки колоссальный вклад.

Недолгое детство

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейск Челябинской области. Отец музыканта Борис Абрамович Фрадкин был уроженцем города Полтава (Украина), в 1949 году окончил Московский автомеханический институт и в Москве успел познакомиться с Тамарой Павловной Градской, которая окончила ГИТИС и могла остаться в Москве (ее пригласили в МХАТ), но последовала за мужем на Урал по направлению инженером-конструктором, где и родился музыкант. В Копейске мама музыканта работала в Дворце пионеров. Семья Фрадкины-Градские оставила теплые воспоминания о себе в истории города.

К восьми годами семья Александра Градского вернулась обратно в Москву. Семья жила в подвале на Фрунзенской набережной, будущий музыкант стал ходить в музыкальную школу. Когда Александру Градскому было 14 лет его мамы не стало именно в ее честь тогда еще Александр Фрадкин взял фамилию матери и стал Градским. Александр Градский воплотил мамин артистизм и фамилия Градский стала известной. Сам музыкант в многочисленных интервью вспоминал, что с таким воспитанием мамы в музыке и творчестве он не мог стать кем-то другим.

«Мама меня любила так, что я помню это до сих пор. Она за два дня до смерти могла говорить только одно слово — «Саша, Саша...» А меня не пускали к ней, видимо считали что меня таким образом травмируют. На похоронах все плакали, а мы с отцом не плакали. Он стоял весь белый, я наверное, тоже...», — Александр Градский.

Такая разная музыка, такой разный голос

В своих многочисленных интервью Градский часто рассказывал, как западная музыкальная культура повлияла на него. Благодаря маме он слушал оперы на пластинках и занимался голосом, играл на музыкальных инструментах. Благодаря дяде, который работал в ансамбле Моисеева, Градский стал меломаном и познакомился с такими музыкальными авторами как: The Beatles, Louis Armstrong, Ella Fitzgerald и многие другие. Одним из самых любимых певцов Градский выделял Джона Леннона и в его исполнении Imagine ничем не хуже оригинала.

Музыкальная карьера Градского началась с создания рок-группы «Славяне» в 1965 году. Так на советской эстраде появилась третья рок-группа после «Соколов» и «Братьев». Группа просуществовала не долго и репертуар не содержал чего-то особенного, в основном композиции прославленных зарубежных групп, но начало было положено. И в 1966 году создается группа «Скоморохи», песни которой должны были содержать исключительно авторские песни собственного сочинения, к этому в группе, конечно, пришли не сразу, да, и успех группа завоевала не быстро. Однако, группа просуществовала по 1979 год. Именно в этой группе Александр Градский исполнил свой первый хит «Синий лес», а в дальнейшем «Птицеферма» и мини-рок-оперу «Муха-Цокотуха» (по произведению К. Чуковского). В арсенале творчества музыканта есть и еще рок-оперы, такие как: «Стадион», участие в которой приняли выдающиеся артисты того времени (Алла Пугачёва, Иосиф Кобзон, Михаил Боярский, Андрей Миронов и другие); «Мастер и Маргарита», которая была выпущена в виде аудиозаписи.

Кроме рок-опер является и автором рок-балетов: «Человек», «Распутин» «Еврейская баллада». Рок-балет «Человек» создавался, как «Маугли», либретто к которому должна была писать Наталья Кончаловская, но творческий альянс не сложился и либретто Градский писал сам и уже к рок-балету «Человек». Одно из значимых явлений для творчества Градского стало приглашение в начале 70-х в качестве композитора в фильм Андрона Кончаловского «Романс влюбленных», в котором Градский помимо музыки исполнял и вокальные партии. С выходом фильма успех музыканту был обеспечен, а ведь Градскому тогда было слегка за двадцать.

«Кончаловский нагло зашел в студию, когда я работал, вместе с моим другом Аркашей Петровым. Я его послал в жесткой форме, потому что не видел никогда. И они топ-топ-топ — вышли. У меня была сложная работа: я накладывал вокал на вокал свой собственный. А они сидели в аппаратной и смотрели, как я дурака валяю. Я во время записи мог делать все что угодно — прыгать, хвататься за микрофонные провода. И Андрон сказал Аркаше: «Какой парень! Какие у него выразительные голубые глаза!» Хотя на самом деле зеленые. «Я его буду снимать в главной роли». А потом я боком встал и пыл Кончаловского угас: «Ой, длинный нос, мне его никто не утвердит».

Еще одно выдающиеся произведение в исполнение Александра Градского — это, конечно, «Как молоды мы были», которое певец исполнил в достаточно молодом возрасте, но которое полностью ассоциируется с ним. Многие считали, что песню должен был исполнять Иосиф Кобзон, однако, авторы сочинения (А. Пахмутова и Н. Добронравов) настаивали на Градском. И не зря, эта композиция и стала визитной карточной певца, в его исполнении песня нежная, наивная и глубокая, обретает истинный смысл бытия.

Стоит сказать и о голосе Александра Градского. Ведь наш соотечественник, подаривший нам не только такую разную музыку, такие стили в музыке, но и являлся обладателем редкого голоса от самых высоких нот до глубоких. Певец был наделен тенором с трехактовым диапазоном голоса. Он мог исполнять сложнейшие оперные арии, поэтому исполнение эстрадного или рок жанра для него не представляло сложности, в принципе. Стоит лишь послушать в исполнении Александра Градского «Caruso».

Певец, музыкант, поэт, автор — Александр Градский. Он всегда любил экспериментировать, создавать новое: рок-оперы на классику; рок-балеты; вокальные сюиты на запрещенные стихи В. Набокова; отечественные песни всех времен в рок обработке и многое другое, что подарил Александр Градский нашей истории и нашей музыке.

Градский Холл

В 2014 году в Москве открылся музыкальный театр имени певца — Градский Холл, в миру театр Градского. Александр Градский возглавлял свой театр с самого его открытия и до последнего дня. В репертуаре театра выступали как знаменитые артисты страны, так и участники программы «Голос», в которой Александр Градский занимал важное место, как наставник, как легенда. Александр Градский поддерживал каждого певца попавшего к нему в поле зрения когда-то. Это ценный поступок для человека, который и так подарил нам много. Это лишь говорит о добром сердце человека, которого с нами уже нет. В многочисленных интервью Александр Градский упоминал, что ему не важно, что о нем думает соотечественники, ему важно, чтобы он остался в памяти потомков.

Удивительный факт, что мама Александра Градского, привившая ему с детства любовь к музыке, сама не имела возможности стать актрисой и блистать на сцене. В ее память сын взял ее фамилию и прославил и фамилия Градский блистала и остается в нашей памяти и истории страны.

«Мама хотела чтобы я делал что-то творческое. Помню, как она учила со мной маленьким скороговорки. Мы шли от станции пешком и она меня натаскивала», — Александр Градский.

© an article
Содержимое данного сайта (включая размещенную информацию и материалы) охраняется авторским правом (ст. 1271 ГК РФ). Запрещено копирование дизайна настоящего сайта, его структуры и отдельных элементов без предварительного письменного согласия